Лого creditop.in.ua
creditop.com.ua

Коллекторы требуют вернуть чужой долг — что делать?

Работа коллекторских организаций в Украине на сегодняшний день практически не регулируется законодательно, что «развязывает» им руки и дает возможность переходить рамки дозволенного в отношении не только проштрафившихся заемщиков, но и их родственников, знакомых. Что делать, если вас донимают звонками и угрозами без причины?

Широта проблемы

Национальный банк, как гарант правомерности работы любых кредитных организаций, регулярно получает жалобы от граждан о том, что в отношении их «лютуют» коллекторские организации (более 1,5 тыс. обращений ежемесячно). Для справки, коллекторские агентства – это частные небанковские учреждения, которые представляют интересы кредитора либо сами становятся кредиторами, выкупая долг клиента у организации, что некогда выдала ему займ. Их задача – внесудебное взыскание просроченной задолженности и эту цель они порой достигают совершенно дикими способами.

Заемщики нередко получают угрозы в телефонном и онлайн режиме, вынуждены общаться с представителями во время визитов домой или на работу, терпеть от них грубость и унижение. Мало того, коллекторы досаждают и родственникам задолжавших лиц, которые не брали на себя никаких обязательств и тем более не давали согласия на контакт с взыскателями. Однако это не останавливает коллекторов, но насколько эти действия правомерны?

Буква закона

Любые оскорбления, исходящие от физического лица или представителя коллекторской организации, считаются противозаконными и подпадают под 126 статью УК Украины, не говоря уже об угрозах жизни и здоровью – ст. 129 УК. И даже досаждение звонками тоже рассматривается, как нарушение прав и свобод человека, которое подпадает под ряд статей УК и ГК. Задолжавший гражданин не прав, но это не повод истязать его или донимать его близких.

Принудительно взыскать долг, завладев личным имуществом, коллекторы тоже не вправе. Уполномоченными на конфискацию ликвидного имущества в счет долга, являются только судебные приставы или частные исполнители, имеющие на руках документ-основание для принудительного возврата (решение суда). Но даже в этом случае изъятие не происходит хаотично, соблюдаются все официальные процедуры и предписания.

Коллекторы должны заниматься информированием – донести до должника или его официального поручителя (фигурирующего в кредитном договоре) о наличии задолженности. А вот если в этот процесс втягиваются третьи лица, которые не давали разрешения на использование личной информации и не соглашались на контакт с коллекторами, то это уже вне закона. По сути, можно привлечь к ответственности кредитную компанию, которая чаще всего и передает данные родственников без их ведома коллекторам. Обычно, при оформлении кредита, просят указать дополнительные контакты близких, но стоит понимать, что это не поручительство, поэтому и нести ответственность за этот долг родственник не должен. Он вправе отказаться от любых контактов с финансовыми или коллекторскими представителями.

Как защитить свои права?

Совсем другое дело, что не всегда коллекторы хотят слушать родственников об их реальных правах, продолжая «атаковать» звонками и встречами. В этом случае необходимо:

  • направить письмо-жалобу администрации коллекторской или финансовой организации;
  • сообщить в Нацбанк — +380 800 505 240;
  • заявить в суд о нарушении прав человека;
  • при наличии угроз и оскорблений подать заявление в правоохранительные органы.

В ближайшее время правительство обещало рассмотреть введение новых правовых норм, которые могли бы четче регулировать поведение коллекторов, а также регламентировать санкции за несоблюдение правил работы. Более того Нацбанк будет вести учет официальных коллекторских организаций, что разместит в реестре на своем сайте в свободном доступе.

 

Добавить комментарий